Перейти к основному содержанию

Адаптация к школе: советы родителям

Адаптация – процесс достаточно длительный, это привыкание к новому режиму, условиям, окружению. Если ваш ребёнок скоро идёт в первый класс, самое время заняться подготовкой уже сейчас, - рассказывает психолог детского центра "Перспектива" Мытищи.

- Каждый малыш осознает перемены и переживает их по-своему, период адаптации может продолжаться от пары недель до 5-6 месяцев. Это зависит от характера первоклассника, его окружения, уровня сложности школьной программы, степени готовности ребёнка. Очень важна и поддержка близких людей: чем сильнее чадо будет её ощущать – тем легче пройдет процесс адаптации.

Условно адаптацию делят на три этапа: первый – «физиологическая буря», это начало привыкания, который сопровождается перенапряжением и бурными реакциями организма. Второй этап – неустойчивое приспособление, организм еще ищет варианты реакции на тот или иной раздражитель. Третий – полная адаптация, когда ребёнок уже находит свое место в классе, успешно социализируется, хорошо справляется с программой. Очень важна как психологическая, так и социальная адаптация.

Родителям стоит обратить самое пристальное внимание на состояние ребёнка в первый месяц обучения – это так называемая «острая адаптация». В этот период не нужно перегружать чадо дополнительными заданиями: записаться в спортивную секцию или на кружок можно и с октября-ноября, а в сентябре позволить малышу спокойно привыкать к новому роду деятельности.

В Институте возрастной физиологии РАО проводилось исследование с применением аппаратуры для подготовки космонавтов, результаты показали: по степени напряжения состояние первоклассника в первые дни учёбы сопоставимо лишь с состоянием космонавта в условиях экстремальных перегрузок. Задумайтесь над этим, дорогие родители!

Не стоит резко менять ритм жизни первоклассника, мотивируя это тем, что «Ты уже взрослый, все можешь сам». В 7-летнем возрасте более чем в любом другом, ребёнку очень нужна ваша помощь и поддержка.

На заметку

Установите вместе с ребёнком режим дня, подготовка домашних заданий и школа должна чередоваться с активным отдыхом. Ребёнок должен соблюдать режим: при нарушении распорядка первоклассник быстро устает, становится рассеянным, у него появляются головные боли, снижается умственная деятельность, пропадает желание учиться. Старайтесь не торопить ребёнка, рассчитывайте свое время: если вы знаете, что ваше чадо медлительное – выделяйте больше минут на сборы, лучше вы встанете на 15 минут раньше, но уж точно не будете торопиться, как на пожар, и не будете бояться опоздать. Не отправляйте ребенка в школу без завтрака, обязательно подбодрите его, а не прощайтесь в стиле: «Чтобы не было плохих оценок» или «Смотри, чтобы учителя на тебя не жаловались».

После школы не торопите ребёнка, пусть он отдохнет хотя бы час-полтора, а потом садится за уроки. Не предлагайте сразу свою помощь, наберитесь терпения. Если первоклассник с чем-то не справляется, предложите подумать над задачей вместе, чаще его мотивируйте. Меньше говорите, что сделано неправильно, больше - как надо делать. Обращайте внимание на каждый маленький успех: получились две буквы из десяти - замечательно! Радость успеха, причем - когда он был замечен, будет поддерживать хорошее отношение ребёнка к себе, как к ученику. Ну и нужно дать возможность делать все самому, пусть даже медленно.

Будьте внимательны к жалобам ребёнка: усталость, головные боли, сонливость – это объективные признаки того, что адаптация проходит тяжело, в ваших силах облегчить ее.

Принимайте ребёнка таким, какой он есть, не стремитесь сравнивать его с одноклассниками или одногодками – вы либо занизите самооценку первоклассника либо разовьете в нем непомерную гордость.

Наладьте контакт с классным руководителем, школьным психологом, запишите их телефон, чтобы в случае чего можно было расспросить или посоветоваться с опытными людьми.

Проявляйте интерес к своему ребёнку. Если он чем-то недоволен или расстроен, просто выслушайте его. Не думайте, что детские проблемы менее важны, чем проблемы взрослых.

Если ваш ребенок медленно считает или неаккуратно пишет – не критикуйте его, лучше помогите ему потренироваться. Критика – страшное оружие для маленьких детей, особенно, если их ругают прилюдно.

Поощряйте ребенка за успехи, стимулируйте к совершенствованию. Даже «уже взрослому» первокласснику нужна ваша забота: если вы рассказываете ему сказку перед сном или вместе слушаете записи – пусть это останется вашим семейным ритуалом. Ребенок будет знать, что многое в его жизни останется постоянным, а значит, и напряжение постепенно уйдет.

Не высказывайтесь негативно о методиках школы, учителях, одноклассниках ребенка в присутствии чада, даже если вам кажется, что повод весомый. Лучше, чтобы учитель был вашим союзником – так проблемные ситуации решить куда проще.

Помогите ребенку социализироваться: когда у него появятся первые товарищи и друзья, пригласите их в дом на мороженое или тортик с чаем. Дома для ребёнка очень важна атмосфера эмоционального комфорта, он должен знать, что здесь его очень любят и ценят.

Основные признаки дезадаптации – это жалобы ребёнка. Если в первые пару недель это нормально, то в дальнейшем эти признаки негативно будут влиять на учебу. Проявление агрессии или упрямства, чрезмерная подвижность, невозможность сосредоточиться, немотивированные капризы – на эти проявления просто нельзя не обратить внимание. В этом случае, родителям лучше действовать сообща с психологом и учителем, чтобы ускорить и упростить адаптацию.

Как вы поняли, с вашей стороны требуется поддержка, внимание и понимание, а остальное приложится! Если ребенок будет уверен в вас, у него появится и уверенность в собственных силах, и из школы он будет возвращаться спокойным и радостным, с новыми открытиями и знаниями!