Перейти к основному содержанию

Успеть нельзя опоздать - новогодний тайм-менеджмент

Ну и где запятую будем ставить? В предновогодний период мы все живём с ощущением цейтнота. Значит, самое время в эти хлопотные дни вспомнить о достижениях и открытиях тайм-менеджмента. Что бы посоветовали в горячую декабрьскую пору гуру «всё-успевания»?
 
Высокая эффективность, по мнению Стивена Кови, консультанта по вопросам руководства, управления жизнью, автора книги «7 навыков высокоэффективных людей», основывается на 7 базовых навыках. Попробуем их озвучить по мотивам этой книги.
 

1. БУДЬТЕ ПРОАКТИВНЫ.
 

Не тратьте время и нервы на решение проблем, которые от вас НЕ зависят. Не стоит переживать, что до Нового года осталась «всего неделя». Нельзя изменить ситуацию? Зато можно изменить свой взгляд на нее. 
- Осталось всего 7 дней?!
- Нет. Осталось целых 7 дней, 168 часов, более 10 тысяч минут. Все успею!
Действуйте так, чтобы каждый день приближал к цели - весёлому и хорошо организованному празднику.
 

2. НАЧИНАЙТЕ, ПРЕДСТАВЛЯЯ КОНЕЧНУЮ ЦЕЛЬ.

 
Если Новый год для вас неразрывно связан с запахом мандаринов и вкусом оливье, то не покупайте авокадо и не готовьте к новогоднему столу утку по-пекински.
 

3. СНАЧАЛА ДЕЛАЙТЕ ТО, ЧТО НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ СНАЧАЛА.

 
Если покупать подарки без заранее составленного и продуманного списка, велика вероятность, что кошелёк похудеет сильнее, чем вы думали, а получатели передарят купленные наобум сувениры.
 

4. ДУМАЙТЕ В ДУХЕ «ВЫИГРАЛ / ВЫИГРАЛ».

 
Нет смысла карабкаться по высокой лестнице, если пытаетесь забраться не на ту стену. Так ли уж хотите солидного и предсказуемого семейного застолья? Не очень? Меняйте привычки! Допустим, вы хотите устроить новогоднее торжество дома и пригласить многочисленных родственников, а муж предпочёл бы шумную, весёлую вечеринку с друзьями - без детей, тёщи, оливье и вне привычных стен. Не стоит ломать копья и воспроизводить дома «Час суда» и «Пусть говорят». Придумайте вариант, который НЕ станет компромиссным, зато будет приятным и удобным для всех. Например, отправляйтесь с родными и друзьями к Деду Морозу в Финляндию (Великий Устюг). Вам - семейная атмосфера, мужу - сауна, тёще/свекрови - сувениры, детям - впечатления на всю жизнь.
 

5. СТРЕМИТЕСЬ ПОНЯТЬ И УЖЕ ПОТОМ - БЫТЬ ПОНЯТЫМИ.

 
Прежде чем приводить убедительные доводы против вечеринки с друзьями, дайте мужу высказаться, чтобы понять, чего он на самом деле хочет от праздника. Так будет легче придумать тот самый «3-й вариант» (см. пункт 4).
 

6. ДОСТИГАЙТЕ СИНЕРГИИ.

 
Споры, как отметить праздник, зашли в тупик? Отпустите ситуацию, позвольте ей развиваться самостоятельно. Результат может превзойти любые ожидания: у родни вдруг появятся другие планы, друзья не станут устраивать вечеринку и махнут в Египет, а вы выиграете в лотерею романтическое свидание для двоих… Каких только чудес не случается под Новый год!
 

7. ЗАТАЧИВАЙТЕ ПИЛУ,

 
то есть будьте во всеоружии, чтобы "эффективно" встретить Новый год. Правильно питайтесь, занимайтесь фитнесом. Тогда танцы у ёлки до утра дадутся легко. Помогите подругам с выбором презентов для их родных и маме с закупкой продуктов для новогоднего стола. Как минимум почувствуете себя счастливее, как максимум вас тоже кто-то выручит в трудную минуту. Время от времени балуйте себя тёплой ванной с ароматной пеной и отвлеченными мечтами, например о летнем отпуске. Берите на смартфон (или по старинке на карандаш) любую полезную информацию: рецепт новогоднего изыска, который готовится за 5 минут; удачную идею украшения ёлки и т. д.
 
Стать "летающим организатором отличного новогоднего торжества» поможет методика, разработанная опытной домохозяйкой Марлой Сирли и изложенная ею в книге "Летающая домохозяйка. Размышления у кухонной раковины".
 

ФОРМУЛИРОВКА ПРЕВРАТИТ ДЕЛО ИЗ СЛОЖНОГО В ПРОСТОЕ, ИЗ МУТОРНОГО - В УЖАСНО ИНТЕРЕСНОЕ. СРАВНИТЕ: "ПРИДЕТСЯ УБРАТЬ В КВАРТИРЕ" И "КАК ПРИЯТНО, КОГДА ДОМ СИЯЕТ ЧИСТОТОЙ!" 

 
Следуйте всего 10 принципам.
 
  1. СИЯЮЩАЯ УЛЫБКА. 
    В предновогодней суете она будет полезнее сияющей раковины. Это отправная точка хорошего настроения на целый день, в течение которого, кстати, нельзя позволить ей померкнуть. Не забудьте посиять себе улыбкой в зеркале перед сном.
     
  2. УТРО НАЧИНАЕТСЯ С СЕБЯ, сколько бы ни ждало впереди дел. Полезно нанести лёгкий макияж - он не позволит весь день дома «валять дурака». Придётся куда-то выйти, чтобы его продемонстрировать.
     
  3. УТРЕННИЕ И ВЕЧЕРНИЕ РИТУАЛЫ-РУТИНЫ. 
    Утром пробегитесь глазами по списку предновогодних хлопот на день, расставьте их по порядку исполнения и важности. Вечером вычеркните выполненные дела и похвалите себя.
     
  4. ПРОЩАЙ, ХЛАМ!
    Беспощадно уберите из предновогодних планов пункты, без которых действительно можно обойтись. Ну правда, если проще, а то и дешевле купить ребёнку новогодний костюм зайчика вместо того, чтобы шить/клеить/разрисовывать его самостоятельно в течение целой недели, то не лучше ли эту неделю потратить на что-то более осмысленное?
     
  5. ТАЙМЕР И 15-МИНУТКИ.
    Садитесь составлять списки подарков? Поставьте таймер на 15 минут. Не придумали подарки для всех? Значит, додумаете завтра. Списки готовы? Идёте в магазин и тратите на поиск каждого 15 минут. Нереально? Нужно просто тщательно прокладывать маршруты!
     
  6. ГОРЯЧИЕ ТОЧКИ 
    (проблемы, которые предсказуемо появляются каждый день). В предновогодний период так можно смело обозначить поздравления, которые мы должны подготовить близким, родственникам и друзьям. Их «тушение» стоит приурочить к вечерним ритуалам и подписывать открытки, писать поздравительные письма и обзванивать тех, кого считаете нужным, заранее.
     
  7. ЕЖЕНЕДЕЛЬНОЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ ПРАЗДНИКА. 
    Раз в неделю окидывайте мысленным взглядом все выполненные и предстоящие новогодние дела. И либо доводите до победного конца те, за которые взялись ранее, либо выбирайте какую-либо новую крупную задачу и приступайте к её решению. Например, закупка продуктов для новогоднего стола потребует и решимости, и заранее подготовленного подробного списка, и времени, и сил.
     
  8. КОНТРОЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ.
    Обязательно ведите его. Не держите мысли в голове, там они иногда теряются. Всё записывайте и конспектируйте.
     
  9. ДОЛОЙ ПЕРФЕКЦИОНИЗМ!
    Новый год, как любое другое значительное событие, редко проходит без накладок, но именно они остаются в весёлых воспоминаниях.
     
  10. ВЫХОДНЫЕ ДЛЯ СЕБЯ. 
    Выделите хотя бы 1 день в неделю, когда о подготовке к празднику вы будете начисто забывать.
 
Психолог Нейл Фьоре утверждает, что причина срыва многих планов и проектов - самосаботаж: напуганные количеством и сложностью предстоящих важных дел, мы подсознательно заполняем своё время чем угодно, только не ими. Решение автор методики предлагает небанальное. Надо составить антирасписание, в которое в первую очередь вписать дела и задачи, выполнять которые будет легко и приятно (ну или хотя бы просто приятно, даже если нелегко).
 
Составьте список (не обязательно подробный) неизбежных предновогодних дел: закупка подарков, поздравление родственников, подготовка к детским утренникам, составление праздничного меню и т. д. Потом отложите в сторону - и забудьте. Ненадолго. Включите расслабляющую музыку, зажгите свечи, сделайте кофе или заварите любимый зелёный чай, съешьте кусок шоколадки и принимайтесь за действительно важное дело - радовать себя! Вспомните обо всех приятных заботах, на которые изо дня в день не хватает времени или сил: чтении, маникюре в салоне, занятии по аэробике, шопинге ради шопинга (а не в погоне за подарками, сеансе вязания (если тихий стук спиц вас успокаивает), звонке подруге, с которой 100 лет не виделись…
Да мало ли таких дел! Им не обязательно быть полезными, но совершенно обязательно - приятными. Затем впишите в антирасписание как можно больше занятий из «приятного» списка. Остальное время заполните хлопотами из перечня, отложенного подальше. Наверняка приступать к новогодним обязанностям теперь вы будете охотнее!
 

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ, КОТОРЫЕ ПРИГОДЯТСЯ В ПОДГОТОВКЕ К ТОРЖЕСТВУ

 
ПОЛЮБИТЬ … НЕЛЮБИМОЕ
Не любите обзванивать друзей и родственников, чтобы пригласить их на домашнюю новогоднюю вечеринку? Писательница Яна Франк в книге «Муза и чудовище» советует подумать, почему так. Может, вы боитесь услышать отказ? Тогда приглашайте в письменном виде!
 
ЗАВЕСТИ КАЛЕНДАРИК-ПИНАРИК
Глеб Архангельский в книге «Тайм-драйв. Как успевать работать и жить» советует завести обычный календарик, который всегда можно носить при себе, и зачёркивать в нём каждый прожитый - продуктивно и не очень - день до важной даты. Пинарик быстро отучит откладывать дела на потом.
 
РАЗГРУЗИТЬ ГОЛОВУ
Дэвид Аллен в книге «Искусство продуктивности без стресса» соглашается с врачами, что все наши проблемы - от нервов, и утверждает, что нервная система «шалит», когда голова перегружена информацией, в том числе неосознаваемой или полузабытой. Чувство «как бы чего не упустить» вызывает стресс.
Не хотите чувствовать себя перед Новым годом как белка, которая забыла, что уже 125 раз пробежала по каждой перекладине своего колеса? Записывайте, наговаривайте на телефон, рисуйте каракули на салфетках в кафе, делайте пометки в блокноте или ежедневнике, сохраняйте у себя на стене в социальных сетях. Дальше останется лишь собрать это воедино, разложить по папочкам и регулярно в них заглядывать.
 
ЗАДЕЙСТВОВАТЬ РЕВЕРСИВНЫЙ ПРИНЦИП 
Представьте картинку «полной боевой готовности», а затем уж подумайте о делах, которые надо сделать, чтобы всё получилось идеально.
На важные дела в расписании выделяйте не более 30 минут, чередуя их с отдыхом или приятными делами.
Совмещайте дела по тематическому или территориальному признаку. Удобно будет выбрать подарки в крупном торговом центре и там же посидеть в кафе с подругой.